Статья

Название статьи

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНОЧНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, РЕЗУЛЬТАТ (часть 1)         

Авторы

Мещеряков Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет (г. Пенза, ул. Красная, 40), meta1@pnzgu.ru
Бушмина Елена Викторовна, заместитель начальника Управления профессионального образования,
молодежной политики и связей с общественностью, Министерство образования Пензенской области
(г. Пенза, ул. Володарского, 7), min_obr@sura.ru 

Индекс УДК

378.001.891 + 378.048.2 

Аннотация

Предметом теоретического исследования является смысловое уточнение понятийно-категориального аппарата педагогики и образования в условиях децентрализации и регионализации общественной жизни. Цель – выявление подходов к разработке эффективной модели реструктуризации образовательной системы региона и получение перспективного результата ее внедрения с учетом базового принципа регионализации «Сильные регионы – сильная Россия». Методология проведения исследования базируется на трудах отечественных педагогов, психологов и других исследователей (Б. Г. Ананьев, А. Л. Венгер, М. Р. Гинзбург, Э. Д. Днепров, Э. Ф. Зеер, А. Н. Леонтьев, И. В. Мешкова, С. Л. Рубинштейн, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко, Д. И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков, Н. К. Чапаев и др.), ориентирующих человека на развитие своего потенциала через активное его взаимодействие с социально-профессиональной средой или профессионально-образовательным пространством региона. Результаты исследования приведены в виде теоретического обобщения базового системообразующего понятия «среда» по источникам педагогического, психологического и иного характера, отражающих децентрализацию и регионализацию профессионального образования, нуждающегося в дальнейшем уточнении терминологии и таких понятий, как образовательная среда,
регион, регионализация образования, региональное образовательное пространство и др. В выводах отмечается необходимость ориентирования на вектор сохранения и развития «единого образовательного пространства России». 

Ключевые слова

образовательная среда, регион, регионализация образования, образовательное пространство, региональное образовательное пространство, регионализация профессионального образования, региональные программы, автономизация образовательных учреждений. 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. – М. : Эгвес, 2008. – 136 с.
2. Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 17–26.
3. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 43–52.
4. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для высших учебных заведений / Э. Ф. Зеер. – М. : Академия, 2006. – 240 с.
5. Мешков, И. В. Развитие личности в профессионально-образовательном пространстве / И. В. Мешков // Образование и наука. Известия Уро РАО. – 2009. – № 7 (64).
6. Волков, А. Высшее образование: повестка 2008–2016 / А. Волков, Д. Ливанов, А. Фурсенко. – URL: htt:www.bonsk.ru/artikles.php?cat_id=60&id=365.
7. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года. – URL: htt:www.kremlin.ru/news/17118.
8. Муравьева, А. А. Управление учебными заведениями профессионального образования в странах европейского союза / А. А. Муравьева, О. Н. Олейникова. – М. : АНО Центр ИРПО, 2011. – 128 с.
9. Зеер, Э. Ф. Психологические основы формирования развивающегося профессионального образовательного пространства студентов колледжа / Э. Ф. Зеер, И. В. Мешкова, Л. П. Панина. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. – 124 с.
10. Днепров, Э. Д. На Зурабовские грабли / Э. Д. Днепров, Е. В. Ткаченко, В. Д. Шадриков // Россия. – 2005. – 10–16 февраля.
11. Чапаев, Н. К. Реформы и недетская болезнь новизны в образовании: философско-педагогические размышления / Н. К. Чапаев // Образование и наука. Будущее в ретроспективе : науч.-метод. сб. / авт.-сост. Е. В. Ткаченко. – Екатеринбург : Изд-во УРО РАО, 2005. – 434 с.
12. Ткаченко, Е. В. Основы регионализации базового профессионального образования / науч. ред. А. Т. Глазунов. – М. : Издательский центр АПО, 2001. – 44 с.
13. Смирнов, И. П. Человек – образование – профессия – личность : моногр. / И. П. Смирнов. – М. : УМИЦ «Граф-Пресс», 2009. – 420 с.
14. Педагогическая антропология : учеб. пособие / авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. – М. : Изд-во УРАО, 1998. – 576 с.
15. Леднев, В. С. Понятийно-терминологические проблемы педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. – Вып. 2. – Екатеринбург, 1996. – 340 с.
16. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. – М. : НМЦСПО, 1999. – 538 с.
17. Тюмасева, З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. – СПб. : Питер, 2004. – 464 с.
18. Инновационное развитие регионального профессионального образования / под науч. ред. А. Т. Глазунова. – М. : ТО ООО «ЦВТ «Ориентир», 2009. – 64 с.
19. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с. 

 

Дата создания: 15.01.2014 16:20
Дата обновления: 15.01.2014 16:20